Дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы
Аннотации
к общеобразовательным общеразвивающим программам реализующихся в МБУ ДО «Наурский ЦДЮТ и К» в 2024-2025 учебном году
«Гончарное дело»
Дополнительная общеразвивающая программа «Гончарное дело» - художественной направленности. Программа ориентирована на развитие интереса обучающихся к изучению декоративно-прикладного искусства -это путь приобщения учащихся к истокам культуры, воспитание эстетического отношения к предметам быта, знакомство с историей своей страны, своего региона.
Гончарное дело относится к наиболее древним видам деятельности человека, в котором накоплен опыт многих тысячелетий. Многообразие методов формования и декорирования изделий из глины, многостадийность керамической технологии, делают изготовление изделий сложным, но интересным и увлекательным занятием.
Программа призвана повысить интерес к занятиям, используя разнообразные методы создавать условие для полного самовыражения и реализации творческого потенциала личности обучающегося.
« История в лицах»
Программа ориентирована на развитие интереса обучающихся к изучению жизни и деятельности земляков, предлагается поддерживать связь с такими людьми, с объединениями типа «землячеств», получать от них информацию о памятных им событиях, о других земляках, на развитие и реализацию творческих способностей детей, совершенствование навыков литературного творчества, знакомство с журналистской работой.
Программа по целевой направленности является профессионально – прикладной, развивающей, личностно ориентированной.
В программу входят:
Модуль 1. «С чего начинается Родина…»
Модуль 2. «Азы журналистики»
Модуль 3. « Дистанционный»
Каждый модуль программы представляет собой самостоятельный, целостный блок. Детимогут осваивать всю программу, либо выбрать 1-2 образовательных модуля для освоения, определив тем самым для себя индивидуальный учебный план.
«Литературное краеведение»
Программа ориентирована на развитие интереса обучающихся к изучению жизни и деятельности писателей, поэтов , предлагается поддерживать связь с творческими людьми, получать от них информацию о написанных произведениях , о талантливых земляках (писателях, поэтов, художниках), на развитие и реализацию творческих способностей детей, совершенствование навыков литературного творчества, знакомство с журналистской работой.
Литературное краеведение представлено чтением произведений классиков русской литературы по кавказской тематике, чеченской литературы, писателей Наурского района, встречами с самодеятельными поэтами района их творческими мастерскими, знакомством с жанрами, с использованием фольклора в различных представлениях.
«Основы пешеходного туризма»
Программа предполагает организацию оздоровительно-познавательной деятельности средствами туризма таким образом, чтобы оказывалось преимущественное воздействие образовательно-воспитательного процесса на двигательную, творческую, познавательную и эмоциональную сферу ребенка в непосредственном контакте с действительностью - окружающей природной и социальной средой. Программа разноуровневая. Программа отвечает требованиям Концепции развития дополнительного образования детей, утвержденной распоряжением правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014г. №1726-р, откуда следует, что одним из принципов проектирования и реализации дополнительных общеобразовательных программ является разноуровневость. Исходные научные идеи: уровневое обучение предоставляет шанс каждому ребенку организовать свое обучение таким образом, чтобы максимально использовать свои возможности, прежде всего, учебные, уровневая дифференциация позволяет акцентировать внимание педагога на работе с различными категориями детей. Поэтому программа предусматривает три уровня освоения: начальный, базовый и углубленный.
«Юные туристы»
Программа предусматривает развитие познавательных, исследовательских навыков обучающихся по изучению природы, истории, культуры родного края, привлечение обучающихся к социальным инициативам по охране природы, памятников культуры, экскурсионной, музейной, экспедиционной работы, знакомство с основами спортивного ориентирования, элементами туризма, походной деятельности.
После освоения программы воспитанники получат новые знания, умения и применят их на практике в пешеходных, лыжных, водных и велосипедных походах и на соревнованиях. В процессе туристско-краеведческой деятельности воспитанники реализуют свой творческий потенциал и получают возможность профессионального самоопределения.
«Историки-краеведы»
Программа намечает основные направления, тематику и ориентиры краеведческого поиска - социализация жизненного самоопределения в процессе исследовательской деятельности, основанной на изучении истории родного края, земляков. Программа призвана повысить интерес к занятиям, используя разнообразные методы создавать условие для полного самовыражения и реализации творческого потенциала личности ученика.
История края, своего родного города, изучение жизни и деятельности земляков всегда представляет интерес для народа. Данная программа помогает расширить знания учащихся о своей малой Родине, знакомит с историей края, с людьми, прославившими Чеченскую республику и Наурский район.
«Туризм с элементами виртуальной реальности»
Программа предполагает организацию оздоровительно-познавательной деятельности средствами туризма с элементами виртуальной реальности таким образом, чтобы оказывалось преимущественное воздействие образовательно-воспитательного процесса на двигательную, творческую, познавательную и эмоциональную сферу ребенка в непосредственном контакте с действительностью - окружающей природной и социальной средой.
Данная программа предполагает знакомство и работу в программах Photoshop, PowerPoint, MovaviVideo, «SketchUP», освещение деятельности объединения в социальных сетях, размещение видеоматериала на YuoTube канале.
« Пешеходный туризм»
Программа рассчитана на один год обучения, охватывает круг первоначальных знаний и навыков, необходимых для туриста, усвоение этики общения в результате работы в объединении и участия в соревнованиях.
Программа направлена на адаптацию ребенка к процессам, протекающим в современном обществе, его социализацию в условиях современной жизни; дает профориентационные знания по профессии спасатель, пожарный, высотник, инженер по технике безопасности, что может стать определяющим в выборе обучающимся своей будущей профессии. Юношей готовит к службе в рядах вооруженных сил России.
« Литературное краеведение»
Программа направлена на развитие интеллектуальных умений обучающихся на основе формирования у ребенка умений управлять процессами творчества: овладением определенной суммы знаний за рамками школьного учебника, фантазированием, пониманием закономерностей, решением сложных проблемных ситуаций. Программа призвана помочь обучающимся стать более раскованными и свободными в своей интеллектуальной деятельности.
Данный курс способствует развитию у обучающихся эстетического вкуса, формирует духовную культуру детей, гражданскую позицию, развивает творческие способности и склонности обучающихся, их фантазию, образное мышление. Программа способствует интеллектуальному, творческому, эмоциональному развитию школьников, формирует навыки исследовательской деятельности, предполагает использование методов активного обучения.
«Активисты школьного музея»
Программа определяет широкий круг изучения краеведческих тем, предусматривает формирование навыков правильной речи, освоение методики исследовательской работы и практику в качестве экскурсовода, предусматривается курс туристических навыков, он рассматривается в тесной связи с курсами: «Краеведение» и «Музееведение», что позволяет расширить круг знаний и умений обучающихся.
Занятия по данной программе помогают обучающимся познакомиться с основными видами музейной деятельности, спецификой различных музейных профессий, приобщаются к поисково-собирательской работе, изучению и описанию музейных предметов, созданию коллекций ,музеев, проведению экскурсий.
«Школа безопасности»
Программа обусловлена ее практической значимостью. Обучающиеся могут применить полученные знания и практический опыт в походах, выживании в природных условиях, в экстремальных ситуациях, соревнованиях по спортивному туризму, спортивному ориентированию и в соревнованиях образовательных учреждений «Школа безопасности» разных уровней. Она расширяет и углубляет знания обучающихся по предмету ОБЖ и направлена на обеспечение дополнительной теоретической и практической подготовке по основам безопасности жизнедеятельности.
Программа намечает основные направления, тематику и ориентиры на формирование правильного представления о личной безопасности , практических навыков в экстремальных ситуациях. Она призвана повысить интерес к занятиям, используя разнообразные методы создавать условия для полного самовыражения и реализации творческого потенциала личности обучающегося.
«Основы пешеходного туризма с элементами горного туризма»
Программа предполагает организацию оздоровительно-познавательной деятельности средствами пешеходного и горного туризма. В результате освоения программы обучающиеся будут знать, что такое туризм, чем и для чего занимается турист, виды туризма; требования техники безопасности в походе; общие подходы к организации и проведению походов; правила движения в походе, меры безопасности; способы профилактики типичных заболеваний и основные приемы и средства оказания первой доврачебной помощи; составлять маршрут похода; распределять функции всех участников на всех этапах подготовки и проведения похода; правила спортивных туристских соревнований и требования к ним; спортивный туристский инвентарь и др.
«Юные велотуристы»
Программа предполагает развитие личности ребенка и его жизненное самоопределение средствами спортивно-туристской, экскурсионно-краеведческой и трудовой деятельности.
Занятия велотуризмом представляют собой эффективное средство физического оздоровления, воспитания и развития подростков, которое происходит в процессе организации коллективной походной жизни на спортивном маршруте и активной деятельности обучающихся в естественных природных условиях, что особенно важно в условиях все возрастающей гиподинамии школьников с ее негативными последствиями для здоровья.
«Туризм без границ»
Программа предусматривает развитие познавательных, исследовательских навыков обучающихся с ОВЗ по изучению природы, истории, культуры родного края, привлечение обучающихся к социальным инициативам по охране природы, памятников культуры, экскурсионной, музейной, экспедиционной работы, знакомство с основами спортивного ориентирования, элементами туризма, походной деятельности.
Для обучающихся с ограниченными возможностями , дополнительные занятия являются эффективным методом для развития интеллекта и психики при условии, что они, прежде всего, станут средством для развития ребёнка, его эмоций и чувств, эстетического вкуса, интеллекта и творческого потенциала. Ребенку необходимо осознать свои возможности и определиться: « это я делаю, это я могу», а также принять помощь взрослого человека в саморазвитии и самообразовании.