ГлавнаяОсновные и дополнительные о...Литературное краеведение

Литературное краеведение

Актуализация программы связана с Концепцией духовно-¬нравственного воспитания российских школьников, разработанной в соответствии с требованиями Закона «Об образовании» (ст.7 «ФГОС», ст. 9 «Образовательные программы»), а также проектом ФГОС общего образования, подготовленным Российской академией образования.

Литературное краеведение, краеведческие занятия воспитывают жажду познания, формируют устойчивый интерес к поискам нового и тем самым способствуют развитию творческой мысли. Они обладают свойством увлекать, захватывать человека, вносить в его жизнь радость приобщения к миру неизвестного.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

1.Вводное занятие

Знакомство с детьми. Изложение программы занятий. Анкетирование. Выявление личных предпочтений детей в области литературы.

Игра-викторина «Ты – краевед».

2.ЭКСКУРС В ОСНОВЫ КРАЕВЕДЕНИЯ

Ономастика, ее предмет и задачи. Антропонимика. Происхождение имен, имя, прозвище, канонические и неканонические имена. Из истории происхождения отчетов и фамилий, родовых прозваний на Руси.

Однофамильцы и тезки. Псевдонимы. Тайна имени.

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

Составление рассказов на тему: «Мое имя. Что оно значит?»; «Кто и почему меня так назвал?»

Подготовка к написанию сочинения на тему «История моего имени, отчества, фамилии»

Форма контроля: сочинение «История моего имени, отчества, фамилии».

· Родословие. Род. Родственники. Что такое родословная? Правила составления родословной. Поиск материалов о своих родственниках.

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

Составление своей родословной (нисходящей) или (восходящей).

Устные сочинения на темы: «История моей семьи в фотографиях», «Мои родственники на карте Родины».

Форма контроля: составление генеалогического древа своей семьи.

· Биографика –вспомогательная историческая дисциплина. Научная биография и биография литературная. Автобиография. Правила составления биографии.

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

Составление своей автобиографии. Биографии прославленных земляков. Составление биографий интересных людей края.

Форма контроля: составление биографии одного из интересных земляков.

 

 

 

 

· Топонимика. Из истории происхождения географических названий. Современные топонимы. Цели и задачи топонимических знаний. Топонимы – источник для изучения местности. Виды топонимов (гидронимы, оронимы, микротопонимы). Топонимы, образованные от имен, прозвищ, фамилий.

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

Изучение карты Чеченской республики, наличие различных видов топонимов. Знакомство со специальной литературой. Сбор, классификация топонимов края. Устный журнал «Топонимы, отражающие историческое прошлое ». Составление рассказов об образовании названий различных сел. Проведение устного журнала для обучающихся. Знакомство с легендами, рассказывающими о появлении того или иного названия. Составление и проведение топонимических экскурсий.

Топонимы, связанные с жизнью и деятельностью русских и чеченских писателей и их произведениями. Составление топонимического словаря. История происхождения названий улиц моего района.

Формы контроля: Коллективная итоговая работа

Интеллектуальная игра «По улицам города».

Сочинение «Любимый уголок улицы»

· Библиография. Библиотека. Библиотечные каталоги и карточки. Сущность и назначение библиотечных каталогов. Виды каталогов. Основные принципы их построения.

Библиография. Требования к ее составлению.

Аннотация. Правила работы над аннотацией.

Формы контроля: составление аннотации к любой прочитанной книге.

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

Экскурсия в библиотеку. Знакомство со справочным аппаратом библиотеки.

Дискуссия «Что значит быть образованным человеком?»

Работа в библиотеке. Распределение карточек в каталоге. Подбор литературы по теме, указанной учителем по систематическому каталогу.

ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ:

вспомогательные краеведческие дисциплины и сферу их изучения;

ЦЕЛИ ПРОГРАММЫ

Воспитать думающую, творческую, свободную личность, умеющую понимать и ценить культуру прошлого и настоящего родины, используя краеведческий материал.

РЕЗУЛЬТАТ ПРОГРАММЫ

Внешние результаты реализации программы:

- достижения ребят на районных, республиканских конкурсах и чтениях;

- устойчивый интерес к литературному краеведению;

- увеличение направленности и разнообразия проектов;

 

Внутренний результат:

- положительные изменения, происходящие в личности ребенка, саморазвитие, изменения его ценностной ориентации, возможно и будущей профессиональной направленности.

ОСОБЫЕ УСЛОВИЯ ПРОВЕДЕНИЯ

Особых условий нет. Прием детей в объединения ЦДЮТи К осуществляется руководителем при отсутствии у них медицинских противопоказаний, в возрасте от 11 до 14 лет